Многолетний капитан и легенда «Челси» Джон Терри, который ныне защищает цвета «Астон Виллы», рассказал о том, что вдохновило его стать тренером после завершения игровой карьеры.
«Нечто особенное. Вот каким было мое первое впечатление о нем.
Тогда я не мог понять, почему именно у меня сложилось такое впечатление, но позже для меня все прояснилось.
Когда Жозе Моуринью впервые оказался в «Челси», я был совсем молодым, мне было только 23 года. Но, после нескольких тренировок, я достал блокнот и начал записывать.
То, что он говорил на командных встречах, то, что он говорил перед матчами или при общении с прессой. Иногда я возвращался с тренировки и записывал совершенно все, чем мы только что занимались.
Ребята смотрели на меня с небольшим недоумением, как бы говоря: «Что ты делаешь? Никто больше не делает этого».
Но я был заинтригован тем, чем мы занимались. Можно было зайти в раздевалку, а все обсуждали то, какой отличной была тренировка, просто лучшей, которая у нас когда-либо была.
Мы чувствовали себя замечательно, просто идеально. Я хотел записывать каждое слово - это была хорошая тренировка, все получили от нее удовольствие. Или даже в тех редких случаях, когда насладиться ею не удалось.
Ладно, запишем и это тоже.
Я решил делать эти заметки из-за Жозе, и я храню их по сей день. Уже тогда я знал, что в будущем они могут мне пригодиться.
С того самого момента, как к нам пришел Жозе, я осознал, что хочу быть тренером. До этого я был всего лишь игроком, так что просто выходил на поле и пинал мяч. Я совсем не думал о тренировочном процессе, не думал о размере полей, на которых мы работаем, ни о чем подобном. А затем мне явилось что-то особенное.
Уже в 8 утра он находился на тренировочном поле, расставлял конусы, убеждался, что манишек и мячей хватает на всех. Он приводил на тренировки болбоев, чтобы они как можно скорее возвращали мяч в игру. На это обращали внимание все игроки, а не только я. Все с самого начала видели, насколько он хорош.
И дело не только в том, что происходило на тренировочном поле, но и за его пределами. В психологическом плане.
Однажды я получил травму и выбыл из игры на несколько матчей. Я находился в процедурном кабинете, когда туда вошел Жозе. Он со всеми поздоровался, с каждым обменялся несколькими словами, и вышел. Со всеми, кроме меня.
Клянусь, я, как капитан клуба, подумал: «Почему он не говорил со мной?». И тут же сказал физиотерапевту: «Завтра я приступаю к тренировкам. Нельзя, чтобы менеджер со мной не общался».
Он прекрасно знал, что делает. Он знал, за какие ниточки нужно дергать, но также он знал, когда нужно меня по-дружески обнять, когда нужно сказать мне, что я лучший, когда нужно объявить прессе, что я, Фрэнк, Дидье, Петр и Эшли были лучшими игроками в мире. Слово даю, после этого ты и вправду считал себя лучшим.
Это оказывало благоприятнейший эффект на нашу игру, и все благодаря Жозе. Были ли мы действительно лучшими в мире? Вероятно, нет. Но с ним мы чувствовали себя так, словно это на самом деле было правдой.
Каждый день он стремился к лучшему. Он ненавидел проигрывать.
Я помню, в частности, один тренировочный матч, самую обычную игру пять на пять. Мы проиграли 0:3, и он просто обезумел. Вы пропустили три мяча и расхаживаете вокруг так, словно это нормально? Это неприемлемо!.
Честно, после этого все остальные такие матчи заканчивались с очень плотным счетом - 1:0, 2:1. Таким был Жозе, он всегда давил на нас, всегда подталкивал нас к тому, чтобы быть лучшими.
Вся эта методика прекрасно работает в хорошие времена. Все в нее верят. Но также и в трудные времена, когда ты проигрываешь пару матчей подряд, и все словно складывается не в твою пользу. В такие моменты ты смотришь на реакцию своих товарищей по команде, поэтому в раздевалке нужны большие игроки, сильные личности.
Я вспоминаю то, каким был первый состав «Челси» под руководством Жозе. Я, - капитан, - и Фрэнк, - мой вице-капитан, - делали многое для клуба не только на поле, но и за его пределами, и именно благодаря этому мы были столь успешными.
Но посмотрите также на хребет той команды: Пит, Эшли, Дидье, Джо Коул, Даффер, Роббен - можно продолжать и продолжать. Такой подбор игроков был очень важен, но не менее важно было и то, что во главе всех нас находился один человек. И он очень ясно давал это понять.
Этим человеком был Жозе. Он лучший, с кем я когда-либо работал, и причина того, почему я хочу быть тренером».